Именно под таким заголовком 2 августа 2016 года состоялось очередное заседание своеобразной “коллегии” Управления транспорта городского округа город Воронеж. Главное внимание уделено вопросу о соблюдении правил дорожного движения при подъезде и трогании с остановок, посадке и высадке пассажиров.
Совещание вел заместитель руководителя управления Владимир Бухонов. Присутствовали на совещании представители всех перевозчиков за исключением ООО “ВТК”, “Город и Транспорт” в лице сопредседателя организации Юрия Новикова. Что самое удивительное – встречу проигнорировало руководство ГИБДД.
Ни для кого не секрет (и никто не собирался отрицать), что ежедневно водителями воронежского ОТ совершается множество грубейших нарушений: это и высадка/посадка во втором, а зачастую в третьем ряду, посадка и высадка за пределами остановочных пунктов, пересечение нескольких полос перед остановкой и подрезание других маршрутных средств, что квалифицируется как опасная езда. Почти незамеченным прошло признание Управлением правоты “Города и Транспорта” по поводу незаконности так называемого режима “маршрутного такси”: все автобусы, в том числе и малого класса должны останавливаться только и исключительно на остановках. После вступительного слова Владимира Бухонова стали поступать предложения. Первым слово взял генеральные директор ООО ТК “Автолайн+”. Причинами, вынуждающими нарушать элементарные правила, были названы перевыпуск транспортных средств на маршруты, нарушение режима труда и отдыха водителей, несоответствие установленных тарифов себестоимости перевозок. При этом практически все представители перевозчиков настаивали, чтобы на текущем этапе работы не привлекать ГИБДД, а направлять материалы о нарушениях водителей непосредственно в компанию, обслуживающую маршрут, для решения вопроса о штрафных санкциях. “Мы сами можем и будем штрафовать!”
Однако к этой идее критически отнеслись сами участники совещания. Руководитель одного крупного перевозчика обратил внимание, что взимать штрафы может только государство за запрещенные законом правонарушения, а большинство водителей не состоят со своим перевозчиком даже в формальных трудовых отношениях. Тем не менее, большинство продолжало гнуть линию со штрафами: не оплатит – вылетит с маршрута. Самое интересное было в том, что большинство игроков жаловалось на собственных водителей: на рынке жуткий недостаток кадров, приходится брать откровенных дебилов и гопников.
“Ну вот и дожили – если вы так о своих водителях говорите, то что мы вообще тогда здесь собственно обсуждаем?” – заметил Андрей Очнев.
Город и Транспорт выразил свою неизменную позицию по наведению порядка на остановках и маршрутах Воронежа: во-первых, это переход на полностью безналичную оплату проезда и изменение финансовой схемы маршрутного транспорта: денежные потоки не должны идти от водителя наверх. Водитель должен получать зарплату, а не собирать выручку. Тогда изменится вся экономика и приоритеты, исчезнет экономический смысл нарушений. Другим обязательным мероприятием должен быть отказ от перевыпуска автобусов на маршруты. Удивительное рядом: на линии работает в полтора раза больше автобусов, чем это предусмотрено условиями конкурсов 2015 года, а водителей взять негде!
Что также не вызывало сомнения – это необходимость неотвратимости наказания. Юрий Новиков отметил необходимость разработки или адаптации специального приложения для фиксации нарушений: пользователь, доставая телефон должен лишь активировать приложение, начать и закончить съемку и последним касанием отослать материал в ЦОДД и ГИБДД. “Никто не будет в XXI веке заполнять идиотские формы на сайте ГИБДД – оформление должна производить программа в автоматическом режиме”.
Компаниям-перевозчикам хотелось бы собственноручно осуществлять наказание своих водителей. Нам было даже предложено создать специальный сайт, где каждый горожанин сможет сообщать о нарушениях с тем чтобы руководители перевозчиков каждое утро могли видеть оперативную информацию о “деяниях” своих “летчиков”. А мы собственно подумаем, как можно реализовать эту идею, и изучим, как компании-перевозчики пожелают нам в этом помочь.
И еще один важный момент – перевозчики подняли тему о беспрецедентной травле в СМИ, общественной среде и даже на уровне руководства города и области водителей маршруток. “Каждая бабка в салоне теперь лучше водителя знает, как вести автобус”. “Мы получаем жалобы даже на то, что водители на автобусах с АКПП не переключают “скорости”, что тревожит пожилых пассажиров”. “Из салона одного автобуса мы за один рейс получаем две жалобы о том, что водитель одновременно и несется как сумасшедший и тянется как черепаха”.
“В самом начале коммерческого извоза сложилась традиция хамского отношения водителей “маршруток” к пассажирам: это хамство культивировалось все “нулевые” годы и было безнаказанно и поощряемо. Водители сами писали на международных интернет-ресурсах, как они издевались над осмелившимися сделать им замечание пассажирами. Подобные действия – они как маятник и теперь он несется с огромной скоростью обратно на тех, кто его качнул первый раз” – заявил сопредседатель ГиТа Юрий Новиков. “Вы пожинаете плоды собственной политики и еще достаточно долго будете пожинать”.
Обсуждалось также жутчайшее ДТП маршрутного автобуса на 20 километре трассы Воронеж-Нововоронеж. По свежей информации о причинах трагедии, смерть водителя автобуса наступила не в результате, а ДО СТОЛКНОВЕНИЯ, что и привело к потере управления автобусом на большой скорости. Всем перевозчикам было рекомендовано сворачивать практику “формальных” медосмотров и начинать проводить реальные предрейсовые медосмотры. “Город и Транспорт” выступил с рекомендацией не допускать водителей даже по их желанию к работе более чем три дня подряд, по крайней мере – в летний период. “Как правило именно работа по четыре-пять дней подряд с минимумом выходных приводит ко всем знаковым авариям, которые происходят летом”.
Последний вопрос касался самовольных изменений маршрута. Управлением транспорта совместно с ЦОДД был выявлен огромный массив нарушений в районе Остужевского кольца, когда нежелающие стоять в пробке на Ленинском проспекте водители МТС просто объезжают ее по ул. Минская. Владимир Бухонов напомнил всем, что он наделен правом составления протоколов по соответствующей статье КоАП и в случае продолжения подобной практики своим правом воспользуется в полной мере. Были затронуты и еще случаи самовольного изменения маршрута водителями маршрута № 3: утвержденная схема маршрута не подразумевает остановок на ТРЦ “Московский проспект” и “Бульваре Победы”. Тройки должны разворачиваться строго у Военного городка.
“Просто этому перевозчику почему-то позволено больше, чем остальным”.
Город и Транспорт предложил пересмотреть схему спорного маршрута, чтобы исключить все возможные толкования, но понимания это предложение не встретило.
Также было решено строго-настрого запретить водителям перекрывать пешеходные переходы.
Теперь – о выводах и впечатлениях. Уже самое короткое время покажет, был ли это конструктивный диалог с желанием начать исправлять ситуацию, или театрализованное представление для хорошего паблисити.
Если воронежский транспорт продолжит оставаться опасным для жизни и здоровья воронежцев, ни протоколы совещаний, ни хвалебные статьи в прессе дело не исправят. Как не исправит его повышение тарифов в отрыве от прочих мер.
P.S. Зато нам сообщили, что все пешеходные переходы, попавшие в объектив нашей критики в 2015-2016 годах практически готовы. Скоро на переходе на проспекте Революции появится светофор и “фотофиниш”.
Подробнее об этом – в ближайшие дни.