Кампания по ликвидации троллейбусных систем в России проводится под лозунгом “Заменим устаревший троллейбус инновационным электробусом”. Мэр Москвы С. Собянин вообще сообщил, что с 2020 года в Москве все автобусы будут заменены на электробусы. Потом московские власти опубликовали технические требования к Московскому электробусу. Особо повеселил нас запас хода около 40 км, что означает, что Москве потребуется вдвое больший парк электробусов, чем совместно автобусный и троллейбусный сегодня, и конечные, похожие на гигантские парковки у американских мегамоллов, где электробусы будут заряжаться после 40 км. непосильного труда.
Гипотетическая замена автобуса на такой электробус в Воронеже просто нереальна: некоторые маршруты, например 90 и 52 просто не доедут до другой конечной: запаса хода 40 километров не хватит, особенно с учетом тяжелого профиля на подъёме.
Однако помимо плохих новостей, изложенных выше, есть очень плохие. Запас хода в 40 километров или примерно час-полтора ходового времени – это на самом деле безудержный оптимизм, абсолютно не подкрепленный имеющимися в распоряжении человечества технологиями. И на беду всех российских сказочников, есть одна интересная категория, с которой можно сравнить параметры электробуса.
С 2014 года Международная автомобильная федерация (FIA) проводит чемпионат по гонкам электромобилей в классе Formula E. Класс примечателен тем, что это именно электромобили, а не гибриды (на пит-лейне и болид Формулы-1 вполне себе электромобиль). Можно ли сравнивать гоночный автомобиль и подвижной состав большого класса? Вполне, и сейчас объясню почему. Соль ситуации в том, что у Формулы E и современного российского троллейбуса практически одинаковая мощность двигателя. На ЗиУ-9 используются двигатели ДК-210 мощностью 110 кВт, но есть более современные двигатели для современных машин ДК-6У, которые имеют мощность 140 кВт. Мощность двигателя Формулы Е в гоночном режиме – 133 кВт. В лошадиных силах и троллейбус и Формула Е выдают вообще поровну – 180 лошадиных сил. Разница в остальных характеристиках на самом деле непринципиальна – двигатель на болиде занимается разгоном формулы до 190 км/ч, а на троллейбусе – тасканием четырнадцатитонного веса. Но мощность – практически равная, эффективность – примерно одинаковая, поэтому возможно прямое сравнение.
И вот в чем суть. Машины Формулы Е используют лучшие в мире электробатареи производства Williams Engineering (это подразделение легендарной конюшни Формулы-1), стоимостью примерно в 350-400 тысяч фунтов стерлингов за комплект. Это вершина технологий. Их хватает… на полчаса гонки. Посредине гонки каждого Е-приза, гонщик заезжает в боксы и берет другую, заранее заряженную машину, чтобы довести часовую гонку до конца. Еще раз – батарей хватает на полчаса ходового времени 133 киловаттного двигателя. Если мы “зарядимся” оптимизмом и вменим троллейбусу среднюю скорость в 24 километра в час (в Воронеже она составляет 13-14), то на таком комплекте батарей он проедет 12-14 километров. Не 40. Ну предположим, что в отличие от гоночного режима в электробусе будет применяться режимы, экономящие батарею. По самым оптимистичным прогнозам, он вытянет на них 18-20 км., если не будет серьезных подъемов как в Воронеже. Это всё – на комплекте батарей, которые служат примерно один год и стоят 26 млн рублей. Общественный транспорт с такими “расходниками” будет дороговат даже для Москвы.
Технологии конечно не стоят на месте и ожидается, что в 2020 году Формула Е сможет проезжать всю часовую гонку на одном комплекте батарей. Батареи скорее всего подорожают в полтора раза. Это примерно будет близко к собянинским 40 километрам.
В конце опытные бойцы учат добивать соперника. Добиваем. Все гонки Формулы Е проходят….летом. При температурах более 15 градусов по цельсию. На демонстрационных заездах Формулы-Е на гренландском леднике потенциал тех самых батарей упал примерно в три раза. “Сорокакилометровый” собянинский электробус сможет работать в России только с мая по сентябрь. В другие сезоны он не протянет и 10 километров примерно по той же причине, по которой на морозе у вас садится зарядка мобильного телефона.
Не верьте сказкам. Электробусов как вида транспорта в настоящее время не существует и не будет существовать еще лет 10-15. Втираемая вам дичь преследует только одну цель – заменить троллейбус маршрутками и продолжить деградацию городской среды, в интересах хозяев “ишаков”.
В ущерб вашему здоровью и комфорту.
Собянин не сможет заменить троллейбус электробусом потому, что его еще не наколдовали в Хогвартсе
Текст: Юрий Новиков
Фото: hightech.fm