Уважаемая Евгения Юрьевна!
В связи с последними новостями о возможном закрытии трамвайного движения в Липецке общественная организация «Город и транспорт» считает необходимым обратиться к вам с открытым обращением. Мы начали свою работу в Воронеже 7 лет назад, и многие годы занимаемся вопросами транспорта и урбанистики. Более 10 лет назад многие наши сторонники боролись за сохранение воронежского трамвая. И у нас есть опыт, которым мы хотим поделиться, чтобы Липецк не совершал ошибок Воронежа. Мы суммируем его в пяти основных пунктах:
1. Посмотрите на опыт соседей. Липецк традиционно соревнуется с Воронежем. С момента закрытия воронежского трамвая в 2009 году представлено уже несколько проектов строительства рельсового транспорта, один из которых на сегодняшний день находится в стадии разработки технико-экономического обоснования. Этот проект рассматривается органами власти субъекта и муниципалитета как приоритетный. С большой долей вероятности после закрытия трамвайного движения в Липецке также появятся проекты его восстановления на новой основе. Вопрос – стоит ли избавляться от сложившейся инфраструктуры? Построить ее заново будет намного сложнее, и даже Воронеж за последние 10 лет не продвинулся в решении этого вопроса.
2. Оцените эффективность решения. Какие показатели рассматриваются при принятии управленческого решения о закрытии трамвайного движения? Современный город, ориентированный на человека, стремится наиболее эффективно использовать существующие ресурсы – его размеры ограничены, и в сравнении с любым другим видом транспорта трамвайная линия в условиях Липецка способна перевезти значительно большее количество людей. Трамвай может эффективно использоваться для связи между районами города, позволяя наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы. Это выражается в таком показателе, как количестве жителей, перевозимых за час. Такие решения как открытие и закрытие видов транспорта должны приниматься только на основе расчётов и исследований специалистов. Мы рекомендуем привлекать консультантов из других регионов, где сложилась транспортная школа, имеются соответствующие специалисты. Сейчас в России есть только несколько компаний, которые могут квалифицированно оценить последствия такого рода решений, рассчитать сценарии и возможные эффекты. Липецку следует актуализировать КСОТ агломерации с упором на оценку сценариев по трамваю.
3. Обратитесь к целям национальных проектов. В условиях действия ряда национальных проектов, в том числе их экологической составляющей, что особенно актуально для Липецка с действующим металлургическим комбинатом, развитие электрического транспорта становится одним из важнейших факторов достижения заявленных целей. Потребность города в электротранспорте в свое время обосновывалась не в последнюю очередь тяжёлым экологическим фактором металлургического производства.
4. Думайте как об экономической эффективности, так и вторичных эффектах. Закрытие трамвая – это одно из наиболее простых решений, которое можно принять, руководствуясь логикой сегодняшнего дня. Но, как показывает опыт других городов, восстановить трамвайное сообщение спустя годы потребует значительно больших усилий. Рельсовый транспорт дает больший эффект для развития города в перспективе, и такое решение необходимо принимать с учетом стратегии развития Липецка на следующие десятилетия. При правильном использовании трамвай на сроке жизненного цикла – самый экономически эффективный транспорт для больших пассажиропотоков. Но в Липецке сегодня хозяйство организовано таким образом, что рассматривается закрытие трамвайного движения. Привлечение транспортных консультантов, о чем говорилось ранее, позволит пойти по пути оптимизации ради развития. Также трамвай аккумулирует значительный вторичный экономический эффект, который отражается на качестве жизни горожан (экология, экономия времени на дорогу, повышение производительности труда), инвестиционном процессе и девелопменте, и не может рассматриваться только в показателях прямой финансовой эффективности. О развитии рельсового транспорта говорится в актах международного значения, ключевые институты городского развития в России указывают на преимущества трамвая в перевозках пассажиров внутри города, в том числе это отражено в стандартах комплексного развития территорий, поддержанных Минстроем России.
5. Так ли дешево убрать трамвай? Говорится о дороговизне содержания трамвайной инфраструктуры. В то время как имеющийся опыт показывает, что демонтаж трамвайных путей по стоимости работ аналогичен их восстановлению и модернизации. Эти данные можно увидеть из открытых источников, например муниципальных контрактов в разных городах России на выполнение работ по демонтажу и строительству трамвайных линий. Опыт Воронежа показывает, что придется аккумулировать значительные средства на демонтаж полотна, которые можно направить на его восстановление и приведение к нормативному состоянию. Что касается трамвайного парка, Липецк может получить бесплатно (такая практика есть в других городах) часть трамвайных вагонов Москвы, которые позволят улучшить транспортное обслуживание города.
Мы также обратились за комментарием к липчанам, которые знакомы с транспортной ситуацией. По их мнению, в последние годы электрический транспорт Липецка находится в сложной ситуации. На этом фоне происходят закупки большими партиями автобусов большого класса, в том числе и муниципальным перевозчиком. В городе присутствуют меры поддержки перевозчиков: компенсация части стоимости новых автобусов большого класса, отвечающих современным экологическим нормам. При этом в городе, где достаточно большую долю выбросов в атмосферу создаёт металлургический комбинат, производится сокращение электротранспорта. Так, в 2004-2005 году были убраны большинство отрезков путей трамвая, были закрыты большинство маршрутов, и оставлен часть сети для связи спальных районов города с комбинатом. Еще относительно недавно, в 2003 году, трамвай был магистральным транспортом, однако с тех пор не наблюдалось обновления подвижного состава, серьёзного ремонта оставшихся линий. Тем временем в городе в 2017 году закрыто движение троллейбусов, вместо которых было обещано развитие электробуса в случае его удачной опытной эксплуатации. Состояние троллейбусной инфраструктуры при этом не сильно отличалось от трамваев, и на данный момент в городе уже убраны контактные сети для троллейбусов, а на их маршруты вышли автобусы на дизеле и газе.
Решение о том, что необходимо убрать трамвай, а затем строить ветку скоростного трамвая, может городу обойтись значительно дороже, чем выделение средств на ремонт текущей инфраструктуры, и выделение средств на закупку нового подвижного состава. Можно заменить трамвайные маршруты парой десятков новых автобусов, но тогда город лишится трамвайной инфраструктуры. Последние годы заметно стремление Липецка развиваться. В городе сделано многое: ремонтируются дороги, тротуары, формируется комфортная городская среда. Но может ли быть среда по настоящему комфортной в столь крупном городе, лишенном удобного и экологичного электрического транспорта? Современные города сегодня развивают свой электротранспорт, не обсуждая его замену на автобусы. Сейчас главным активом Липецка выступает наличие инфраструктуры (не только рельсов и землеотводов под ними, но и сети подстанций, территории депо – все это крайне дорогостоящая и сложная система, которую невозможно создать в одночасье даже при наличии необходимого финансирования) и подвижного состава. Несмотря на то, что инфраструктура требует модернизации, сделать ее возможно и, на наш взгляд, более целесообразно, чем отказываться от нее полностью.
Таким образом, мы призываем вас обратиться к мнению внешних специалистов, которые в состоянии просчитать и оценить ситуацию комплексно с учетом вторичного эффекта от существования трамвайной инфраструктуры. Также провести аналитическое исследование по стоимости демонтажа и строительства трамвайных линий в регионах России на основе проведенных тендеров, и провести переговоры с правительством Москвы о возможности предоставления трамвайных вагонов для Липецка. Мы призываем вас как современного управленца сделать все возможное, чтобы сохранить данный вид транспорта в тех безусловно непростых условиях, которые сложились к тому моменту, когда вы стали главой муниципального образования.
Воронеж
28.11.2019