Экономика газелепазов

Довелось мне в начале этой недели оказаться в одной компании с нашим известным и маститым перевозчиком. Обсуждались вопросы, скажем так, будущего нашего общественного транспорта. Так вот, мой собеседник выразил следующее мнение: с верхов и от нас (общественников) сыпятся указания, пожелания, просьбы, требования покупать исключительно автобусы большой вместимости для работы на городских маршрутах. Однако суровые законы экономики диктуют перевозчикам немного другую логику: автобус большой вместимости в среднем привозит на 2000 рублей в день больше ПАЗика, но стоит в четыре-пять раз дороже. Поэтому экономику перевозчикам дают только автобусы малого и особо малого класса, то есть ПАЗы и ГАЗели. Большой класс – дорогой и никому не нужный аттракцион.

Тем не менее, давайте поставим задачу по-другому: спросим любого знакомого с экономикой человека – как выгоднее перевезти 100 человек – одним автобусом или пятью? Ясен красен – одним: соляру жрет один движок и на зарплате – один водитель. И ремонтировать и обслуживать после смены нужно один автобус, а не пять. И тут же в этом расчете и нивелируется разница в цене: да, ЛиАЗ стоит как четыре ПАЗа, но он служит в два раза дольше и везет в три раза больше. Тем не менее работает именно обратная схема, когда нашим “практикам от земли и соляры” выгодно купить ПАЗы и ГАЗели. И у этого должно быть рациональное объяснение.

Оно есть, и оно вам не понравится.

Вся проблема в том, что если сравнивать ГАЗель с ЛиАЗом как положено, то есть брать справочно-нормативные величины по их эксплуатации, то большой должен превосходить мелкого. Секрет прост: кто же эксплуатирует автобусы как положено?

Пропозиция первая: кто знает вместимость ГАЗели NEXT? Барабанная дробь! Максимальная вместимость этого королевского хомяка 19 человек! То есть – 18 сидят, один стоит. Один человек! Второго стоячего водитель брать просто не имеет права. Я практически слышу нервный смех из микрорайонов Дубрава и Олимпийский: таких пустых газелей они не видели наверное никогда, и в маршрутке, где всего лишь только 30 человек по меркам улицы Шишкова вполне свободно. Если народ душится в газелях по 30-35 человек, то один автобус большого класса эквивалентен двум/двум с половиной газелям.

А что с ПАЗиком? Там также надо учитывать, что его максимальная вместимость 42 человека. Набивают на практике больше. Но секрет ПАЗика не в этом. Как вы думаете, каков срок эксплуатации модели 3205, которая доминирует на наших улицах? Барабанная дробь – 5 лет!
Все ПАЗики 2014 года выпуска и ранее уже должны быть на металлобазе. Так ли это? – Дружно смеется весь город, а особенно перевозчики. В городе прекрасно эксплуатируются ПАЗики, которые находятся на “третьем сроке”. Уже Президент сказал – два срока и хватит, но это видимо было не про автобусы ПАЗ. Между тем, назначенный срок эксплуатации нельзя превышать более чем на 25%. Продление сроков возможно только при условии капитально-восстановительного ремонта.

Экономика газельно-пазиковых перевозок, таким образом, держится на двух китах: на попрании человеческого достоинства пассажиров и наплевательского отношения к их безопасности. Если заполнять эти автобусы по нормам и списывать в те сроки, когда положено, экономика, на которую молятся наши перевозчики, полетит мохнатому животному под хвост.

Основополагающая задачи организатора перевозок в этот период – это начинать пресекать эту “экономику” и переходить на действительно рентабельные способы организации перевозок.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *